- Опубликовано: 07.06.2017 10:33
- Автор: Super User
- Просмотров: 456
ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ НОВОЙ ЖИЗНИ, ПУСТЬ И СКАЗОЧНОЙ...
Через тряпичную куклу из поколения в поколение передавалась духовная сила, национальное богатство, мудрость, красота, талант и культура русского народа. Работа над тряпичной куклой, это - источник эмоционального переживания, радости, удивления, интереса. Совместное творчество помогает решить многие проблемы во взаимоотношениях. Тряпичная кукла поможет сблизиться незнакомым людям, начать откровенный разговор про взросление и самоопределение подростка. Кукла, сделанная своими руками, существует в единственном экземпляре, она уже авторская, она хранит тепло человеческих рук, создавших ее. Самодельная тряпичная кукла может помочь подростку рассказать какую-либо историю, как-бы не от первого лица сообщить о своих проблемах и переживаниях.
В данной статье хотелось бы осветить возможности тренинга с элементами куклотерапии при работе с выпускниками интернатных учреждений. В процессе тренинга педагогом-психологом делается анализ и пошаговый разбор изготовления русских тряпичных кукол.
Тренинг проводится в три этапа:
Первый этап. Изготовление (пошив) куклы.
Второй этап. Обучение «вождению» куклы, кукольная аэробика под руководством
педагога-психолога:
знакомство со своей куклой
упражнение «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония
«оживления» куклы.
Третий этап.
Сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы. Как показывает практика, многие участники тренинга испытывают прилив сил и радости, когда заканчивают работать над своей куклой. Впоследствии, кукла может стать их талисманом, помощником.Какой же процесс считается самым важным в куклотерапии? Может быть, Вы удивитесь, но самый важный этап куклотерапии - это первый этап. Нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы, процесса творения НОВОЙ ЖИЗНИ, пусть и СКАЗОЧНОЙ...Только кукла созданная этим человеком пригодна для проведения куклотерапии с ним. Хочется отметить, что изготовление и вождение кукол способствует:
развитию мелкой моторики руки и пластики кисти («мануальный интеллект»),
развитию способности к образному мышлению, формированию умения концентрировать внимание.
И самое главное, куклотерапия развивает очень редкое и обязательное для выпускника умение: выражать характер малыми средствами!
Попробуем оценить возможности куклотерапии для работы с выпускниками интернатных учреждений. Выпускникам, имеющим проблемы с общением, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. Куклы позволяют чувствовать себя защищенным при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию выпускником имеющейся проблемы, размышлению над ней и поиску различных вариантов решения. Фигурки-«помощники» облегчают знакомство участников тренинга. Куклы и специально организованная среда для манипулирования ими являются хорошим средством для выражения своих проблем и поиска их решения.
Романова Н.А., педагог-психолог
ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. А.В.Луначарского»